пятница, 31 августа 2012 г.

ЖИЗНЬ В СТИЛЕ ГРАФФИТИ

Любая деятельность, направленная на создание эстетически выразительных форм, по праву может считаться искусством. Правом творить обладает каждый.
В течение вот уже многих лет Барселона является эпицентром уличного искусства самых разных направлений. Чего здесь только не увидишь: writing, bombing, tagging, scratching, scrabbing…
Творческий климат города вдохновлял не только «великих», дорого ценимых, проецирующих тайны своих переживаний на полотна, но и не менее талантливых художников, обладающих таким же правом на самовыражение. Только вот имен их мало кто знает, так как за свои работы вместо законных «песет» можно нарваться на штраф. Речь пойдет об одном из видов уличной живописи – граффити. Это форма протеста, взаимодействия с окружающим миром, самовыражения и, наконец, просто стиль жизни. Это искусство в чистом виде, которое не покупается и не продается, высшая степень проявления независимости в творчестве художника. И хотя современным граффитистам тяжело тягаться с Сикстинской капеллой Микеланджело, но все же некоторые их работы достойны настоящего восхищения.
Термин «граффити» – от итальянского graffito («нацарапанный») – многим уличным художникам не очень-то нравится, и их можно понять, поскольку между каракулями типа «продам-куплю», найденными еще при раскопках римского форума, и нынешним искусством граффитистов – расстояние большого размера. И разница тут не столько во времени, сколько в стилистике исполнения граффити. Абы как и лишь бы что нацарапать на стене у современных мастеров этого искусства просто не принято. Они, прежде всего, художники.

СТИЛИ, ЖАНРЫ, АМПЛУА...
Распространенным стилем считается «Бабл» – крупные округлые, как бы пузырчатые буквы, которые сливаются друг с другом. Это один из самых популярных стилей у новичков.
Сидя на станции, дожидаясь очередной электрички, можно побаловать взор, любуясь жанром «Вайлд» – спутанными, нечитабельными буквами, понятными только самому райтеру. Одним словом, авторский шрифт со сложным плетением и лишними элементами. Излюбленными объектами для творения этого граффит-подразделения являются почему-то именно вагоны. Возможно потому, что в вечернее время на железнодорожные станции полиция не очень-то заглядывает, а значит и не мешает творческому процессу.
Достойным восхищения по праву можно считать «Характер» – сложный художественный стиль граффити, изображение героев комиксов. Невозможен для райтеров, не имеющих художественных талантов. При работе используются разные насадки, чаще над «характером» трудится целая группа райтеров-крю (от англ. сrew – «экипаж»).
Однако, что не говори, а граффити зародились именно из простых каракулей на стенах, типа: «Миссия», «Здесь были мы». Возможно, граффити-стиль «FX», взял свое направление именно отсюда, развившись со временем в более сложный стиль объемного граффити-письма. Практикуется только очень опытными и талантливыми райтерами.
На стенах некоторых зданий каталонской столицы надписи можно встретить самые разные: и магические формулы, и любовные посвящения, и даже проклятия в адрес неугодных правителей. До семидесятых годов прошлого столетия граффити оставались исключительно словесной формой самовыражения. Посему исследователей этого периода уличного начертательного искусства больше интересовало не «как», а «что и зачем» написано. В эпоху правления Франко, надписи широко использовались в политических пропагандах.

Но граффити в том виде, в каком мы их знаем сейчас, зародились в Нью-Йорке как составная часть культуры хип-хоп. Для своих полотен пионеры граффити использовали самые простые аэрозоли и маркеры, вручную изготовляли необходимые рабочие инструменты. Не брезговали ничем: даже штепсельная краска шла в ход, а отслуживший баллончик дезодоранта становился самым распространенным корпусом для такой «начинки». Но, несмотря на всю примитивность этих «инструментов», на свет появлялись истинные художественные полотна…
Среди граффитистов можно встретить настоящих мастеров, которые способны воплотить в своих произведениях даже библейские сюжеты. Однако большинство уличных художников – это граффитисты с амплуа «шрифтовика» или «писателя». Такое примитивное направление в граффити зародилось из стилизованных «автографов», или «тэгов», довольно простеньких по форме и исполнению. Безусловно, «тэггер» – это начинающий граффитист, еще только постигающий азы оригинального уличного искусства.

ИСКУССТВО ИЛИ ВАНДАЛИЗМ. ТОЛЕРАНТНАЯ ЕВРОПА
Искусство граффити всегда подвергалось гонениям. Люди, стоящие на страже порядка и закона, считали и считают до сих пор, что даже высокохудожественная роспись муниципального имущества представляет угрозу обществу и не является особым видом искусства. Многие американские граффитисты поплатились за свое творчество штрафами, а некоторые – даже свободой.
Если же говорить о гонениях, то часть нью-йоркских «подземщиков» в конце концов перебралась в Европу и здесь открыла новую страницу истории. Например, в Великобритании граффити претерпели интересную эволюцию и стали частью национальной поп-культуры. Для британского полицейского уличный художник – это потерянный подросток из малоимущей семьи, которому в этой жизни не светит ничего хорошего.
За последние годы Европа значительно уступила искусству уличного ваяния, и лидирующими странами, в которых особенно распространились граффити, стали демократичные страны, такие как Испания, Италия и Франция.
Например, в Испании даже после принятия закона«Tolerancia cero», в котором, в частности, ужесточалось наказание за разрисовывание муниципальных зданий, деятельность граффитистов не особо пострадала. По статистике, количество уличных граффити в Барселоне (что на официальном языке зовется актами вандализма) увеличилось на 169% по сравнению с предыдущими годами. А вот штрафов за весь год было выписано всего четыре. При этом администрация города в 2011 году потратила на очистку стен миллион евро! В городе созданы специальные бригады, которые с терпеливым упорством удаляют следы стрит-арта со зданий. «Для такого туристического мегаполиса как Барселона важно, чтобы город принимал миллионы туристов в опрятном убранстве», – считают представители власти. Но существующее мнение о столице Каталонии за пределами Испании свидетельствует как раз таки о том, что город привлекателен именно своей раскрепощенностью и свободой нравов, это касается и уличного искусства.
Тем не менее, если судить объективно, подавляющее большинство граффити действительно является «графическим мусором» на стенах и заборах города. По-настоящему интересные работы встречаются весьма редко, а когда они появляются, это становится событием, привлекающим внимание многочисленных туристов и местных жителей.
Чтобы как-то помочь уличным живописцам удовлетворить свою страсть к граффити, многие муниципалитеты испанских городов «отдают» им на роспись стены промышленных зданий, заборы, огораживающие стройки, каналы рек, бетонные поверхности которых выглядят уныло, скучно и убого. Ненамного отстают Польша и Чехия, а в Берлине существует даже специальный салон, куда можно обратиться с заказом и предложением своих услуг. В Финляндии уже никого не удивляет, что скудный скандинавский пейзаж часто оживляют картины уличных художников. Британский мастер граффити Чу, который позднее нашел себя в дизайне компьютерных игр, убежден, что уличное художество раскрывает творческие возможности человека.

СОЦИАЛЬНОЕ ГРАФФИТИ
Рассуждать о граффити, как искусстве и социальном явлении, и не упомянуть об уличном художнике Бэнкси было бы неверно. Это один из самых популярных и самых загадочных граффитистов в мире, умудрившийся сохранить тайну своей личности, и чьи работы по праву ценятся, как исключительные. Он стал всемирно известным художником граффити, ведущим подрывную деятельность. Его шедевры наполнены смыслом, являются методом воздействия на стереотипное мышление, борьбу с неравенством. Такое граффити по праву можно считать социальным искусством.
Бэнкси – шутник контркультуры, его работы демонстрируются в крупных галереях по всему миру. Их покупают звезды Голливуда за более чем полмиллиона долларов, но многие его работы бесплатно (и нелегально) демонстрируются на городских постройках.

ГРАФФИТИ В РОССИИ
В России история граффити началась в 1985 году вместе с повальной модой на брейк-данс, что вполне объяснимо, поскольку это течения одной культуры. В середине восьмидесятых, вспоминает Макс-Навигатор, основоположник российских граффити, по стране прокатилась волна своеобразных break-фестивалей, больше походивших на концерты. Эти молодежные шоу чаще всего сопровождались декорациями в стиле граффити, которые, при всей их тогдашней наивности и несовершенстве, настолько потрясали публику, что сами выступления артистов отходили на задний план.
Надо сказать, что в последнее время неофициальные граффити в столице России заметно помолодели, и рядом с работами основоположников уличного творчества все чаще можно видеть творения новичков. Правда, по мнению профессионалов, сейчас на всю Россию отыщется не более трех-четырех человек, которых можно назвать истинными мастерами искусства граффити, да еще 15-20 человек приближающихся к ним. Однако эти уличные художники творят в стиле граффити настолько талантливо, что им могут позавидовать даже профессионалы из Америки и Европы.
Ценители уличного искусства особенно хвалят восходящую звезду российского граффити, подписывающегося псевдонимами P183, который стал известным в Европе, как боец артистических street-art сражений, кинувший вызов иранскому дуэту ICI and SOT. О своем методе P183 пишет «Сначала думаю, потом смотрю, потом изображаю то, что вижу...»  


Опубликовано в журнале «Тот en rus - Все по-русски», №6, 2012.  http://www.totenrus.com/
Фото: Олег Халимов (3), 
www.adme.ru (5), 
www.183art.ru (2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий