воскресенье, 1 июля 2012 г.

КНИГА - ИНТЕРЕСНЫЙ СПОСОБ ДОЛГО ЖИТЬ

Одним из самых важных коммуникативных каналов человека является речь. Основная масса людей склонна к общению и чаще всего использует для этого звуковые формы (устную речь). Однако, существует еще один вид коммуникации, не менее важный и ценный – письменная речь, которая представляет собой устную речь, запечатленную на носителе информации. До недавнего времени основным носителем была бумага – книги, газеты, журналы. Сегодня ассортимент расширился электронными носителями информации.

Чтение – это общение через посредника – носителя информации. Психологи утверждают, что чтение – неотъемлемый процесс на всех этапах процесса нормального формирования личности начиная с детского возраста, когда ребенку читают вслух родители, заканчивая зрелым возрастом, когда человек переживает личностные кризисы и духовно растет. Неоценима польза чтения в подростковом возрасте. Читая, подростки не только развивают память, мышление и другие когнитивные процессы1, они развивают и эмоционально-волевую сферу, учатся любить, прощать, сопереживать, оценивать поступки, анализировать действия, прослеживать причинно-следственные связи между событиями.
В процессе чтения у человека активно работает головной мозг, причем оба полушария. Читая (работа левого полушария, так как задействована мыслительная деятельность), человек постоянно рисует в своем воображении образы и картинки происходящего в сюжете (а это уже работа правого полушария, так как задействовано воображение). Тем самым человек доставляет себе не только удовольствие от чтения, но и тренирует, развивает способности мозга.

ЧИТАТЬ – ЗНАЧИТ ДОЛЬШЕ ЖИТЬ!
Чтение – упражнение для ума. В аудиовизуальном обществе практика чтения уже ограничена: все больше времени уделяется цифровой деятельности, при этом читают мало и фрагментами.
Более 300 лет назад английский писатель Джозеф Аддисон заметил, что «чтение для ума – то же самое, что и физическое упражнение – для тела». Только он не мог и предположить, что однажды изобретение телевидения и интернета отодвинет на второй план привычку читать. Согласно данным Национального института статистики Испании, за последние семь лет увеличилось среднесуточное время, которое люди проводят за компьютером (социальные сети, навигация по интернету, компьютерные игры), а время, посвященное чтению, наоборот, сократилось.
Прямо сейчас, когда вы читаете этот текст, в левом полушарии вашего мозга активируются многочисленные зоны. В процессе чтения глаза пробегают по тексту, стараясь распознать форму каждой буквы. Нижняя височная доля мозга, отвечающая за распознавание написанных слов, активируется и передает информацию в другие отделы головного мозга. С этого момента данные будут передаваться двумя путями: часть информации пройдет по нервной сети левой верхней височной доли, в которой слоги каждого воспринятого слова преобразуются в звуки, остальная информация поступит в нервную сеть левой средней височной доли, где анализируется значение слов. Это и есть когнитивный процесс чтения.
С первого взгляда может показаться, что эта повседневная и естественная деятельность не может оказывать влияние на умственное развитие. Однако, в реальности все обстоит несколько по-другому. В книге «Нейроны чтения» (издательство Odile Jacob) невролог Станислас Дехэн, профессор кафедры экспериментальной когнитивной психологии Коллеж де Франс, ссылается на многочисленные исследования, чтобы еще раз подтвердить свою теорию о том, что «умение читать преобразует мозг». Одно из сравнительных исследований мозга людей читающих и не умеющих читать, проведенных научной группой Александра Кастро-Кальдаса (медицинский факультет Португальского Католического университета в Лиссабоне), показало, что неграмотные люди хуже слышат. Кроме того, в другом своем исследовании португальский невролог зафиксировал и анатомические различия – в коре головного мозга грамотного человека больше серого вещества, чем у того, кто не умеет читать.
Неврологи рекомендуют чтение в целях профилактики болезни Альцгеймера. Как считает доктор Пабло Мартинес-Лахе, координатор исследовательской группы по изучению форм поведения и психических заболеваний (Испанская неврологическая ассоциация), чтение помогает привести в действие когнитивный резерв – умственные способности, которые приобрел человек в течение своей жизни посредством познания и интеллектуальной деятельности. Чтобы иметь хороший когнитивный резерв, нужно вести интеллектуально активную жизнь. Мартинес-Лахе приходит к выводу, что «у тех, кто поддерживает свой мозг «в форме» на протяжении всей жизни, меньше риск заболеть синдромом Альцгеймера, Паркинсона или сердечнососудистыми заболеваниями».
Помимо того, что чтение увеличивает когнитивный резерв и число нейронов в мозге, оно также способствует развитию эмпатии2. Например, люди, которые любят читать романы, оказываются более сопереживающими, чем те, кто читают специализированную литературу или вообще не читают.

БУМАГА – ОПТИМАЛЬНЫЙ НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ
Что касается носителей информации, то, несомненно, лучше всего использовать для чтения бумажные издания – книги, газеты, журналы. Человеческий глаз лучше воспринимает информацию, напечатанную на бумаге, чем ту, которая светится на мониторе компьютера или ноутбука. Скорость чтения бумажного носителя более высокая и глаза не так быстро устают. Несмотря на такие веские физиологические причины, существует еще немало факторов, указывающих на пользу чтения печатных изданий. Особенно стоит отметить пользу чтения книг.
Источник знаний, друг – как только не называют книги. Как правило, в книгах печатают серьезный, полезный и интеллектуальный писательский труд. Прежде чем книга выйдет в свет, рукопись проверяют редакторы, специалисты пишут рецензии – все это минимизирует риск попадания неправильной информации в книгооборот. Что же касается интернета, то здесь любой человек может выложить свой труд и свои мысли на просторы всемирной паутины. На адекватность и грамотность эти работы никто не проверяет, так что и пользы от них зачастую никакой. Книги, особенно классическая художественная литература, написаны красивым, интересным, грамотным и богатым языком, они несут в себе созидающие мысли, совершенствуют личность и подталкивают к духовному развитию.

ФРАГМЕНТАРНОЕ ЧТЕНИЕ
Цифровые носители (компьютеры, смартфоны, планшетники, электронные книги) вытесняют бумагу. Согласно данным Федерации профсоюзов издателей, за последние шесть месяцев процент испанцев, читающих в цифровом формате, значительно увеличился и сейчас составляет более 50% читающего населения Испании. Этот рост несоразмерен количеству проданных книг, поскольку всего лишь 6,8% населения заявляют, что читают книги в бумажном виде. В процессе «цифрового чтения» человек отвлекается на массу других занятий: от проверки электронной почты до навигации по сайтам и общения в Фейсбуке. Таким образом, чтение становится поверхностным.
Гипотеза «поверхностного чтения» приводит к изменению способа обработки информации нашим мозгом. Процесс мышления и осознания информации упрощается, и это приводит к тому, что польза от чтения уменьшается.
А художественная литература требует понимания и глубокого осмысления. Расширение кругозора, развитие воображения и способности к сопереживанию, создание почвы для духовного развития и обогащение внутреннего мира – далеко не весь список преимуществ чтения книг, в частности, художественной литературы. Современные средства передачи информации, такие, как телевидение, лишают нас возможности самостоятельно оценивать, осознавать и «отфильтровывать» преподнесенную информацию, представляя нашему взору результат чужой фантазии. А чтение же, напротив, позволяет человеку активно самосовершенствоваться и генерировать свое творческое воображение, заполняя внутренний мир эстетической красотой, развивая грамотность речи и приучая мозг мыслить самостоятельно.

Опубликовано в журнале «Тот en rus - Все по-русски», №4, 2012.  http://www.totenrus.com/
Фото: shutterstock.com (2)

Комментариев нет:

Отправить комментарий